Дорожно-строительная техника.

Китайский рынок мобильных грузоподъемных кранов также крупнейший в мире. В 2004 г. их продажи в стране превысили 12 тыс. ед. против примерно 10 тыс. в 2003 г. Ведущий в Китае поставщик мобильных кранов - компания Xuzhou Heavy Machinery (входит в состав группы XCMG), на долю которой приходится более 40% продаж. Крупными поставщиками мобильных кранов являются также компании Zoomlion (торговая марка Puyuan), Chang Jiang и Tai'an Crane. На рынке КНР предлагается и оборудование ведущих иностранных продуцентов, в частности Grove, IHI, Kato, Liebherr, Tadano и Terex.

В 2005 г. продажи новых гусеничных кранов в КНР оценивались лишь в 200...250 ед., примерно на таком же уровне находятся и продажи подержанных кранов. Ведущими китайскими поставщиками гусеничных кранов являются компании Fushun Excavators, XCMG, Harbin Sihai и Zoomlion. Экспорт гусеничных кранов в КНР осуществляют также Hitachi-Sumitomo, IHI, Kobelco, Liebherr, Manitowoc, Sennebogen и Terex.

В этом десятилетии на китайском рынке строительной техники наблюдается быстрое расширение ассортимента. Так, в 2003 г. средняя снаряженная масса проданных в Китае экскаваторов составляла 20 т, а сейчас быстро растут продажи мини-экскаваторов. Кроме того, расширяются поставки тяжелого оборудования для горнодобывающей отрасли промышленности. По оценке OHR, в общих продажах строительных машин в КНР доля легкой техники сейчас составляет лишь 3%, тогда как в странах Европы и Северной Америки этот показатель равен 70%. В 2005 г. поставки мини-экскаваторов в КНР оцениваются примерно в 6 тыс. ед.

Среди факторов, которыми руководствуются китайские потребители при покупке строительной техники, все большее значение приобретает цена, так как правительство КНР ужесточает в настоящее время контроль за банковскими кредитами и сокращает выпуск ценных бумаг под новое строительство.

Следующие по значимости места занимают такие факторы, как качество и послепродажное обслуживание. Известно, что Caterpillar и Terex производят высококачественные строительные машины и практикуют недорогое обслуживание, но их продукция относительно дорогая. Китайские и южнокорейские компании предлагают менее качественное оборудование, но их цены ниже, чем у японских, германских и американских поставщиков. Этим объясняется повышенный в последние годы спрос на продукцию данных компаний.

Все крупные инвестиционные проекты в КНР инициируются или контролируются государством в лице таких правительственных организаций и государственных компаний, как министерство водных ресурсов, China National Electric Power Industry Corporation, China Railway Engineering Corporation, China Railway Construction Corporation, China Metallurgical Equipment Corporation, China National Non-Ferrous Metals Industry Corporation, China National Chemical Equipment Corporation, Муниципальное управление Пекина по машиностроению и Пекинское бюро по шоссейным дорогам. Перечисленные организации и компании обычно приобретают нужную им строительную технику напрямую у выбранных ими продуцентов. Правда, в последнее время в целях повышения прозрачности процедуры закупок правительство стало давать объявления о некоторых крупнейших строительных проектах в Интернете.

Строительное оборудование для меньших по масштабу проектов, осуществляемых по инициативе местных властей или нуждающихся в замене техники строительных компаний, приобретается в большинстве случаев через местных дилеров и дистрибьюторов, учрежденных продуцентами строительных машин. Так, дилерская сеть Caterpillar в Китае насчитывает в настоящее время более 20 компаний.

После присоединения КНР к ВТО (1 января 2004 г.) иностранные изготовители строительной техники, такие как Caterpillar, Ingersoll-Rand и Hitachi, стали приобретать контрольные пакеты акций созданных ими ранее в этой стране совместных предприятий для защиты от воздействия неблагоприятного торгового и валютного режима и создавать новые, полностью им принадлежащие предприятия.

Пошлины на строительное оборудование в КНР были снижены к 2005 г. до 3...15%, тогда как в 2002 г., например, они составляли до 17,5%. С импортеров взимается также налог на добавленную стоимость, равный обычно 17% (в отношении бетономешалок и частей к ним он может составлять 13%).

Эксперты Министерства торговли США, говоря о способах проникновения иностранных компаний на рынок строительных машин Китая, указывают, что самым быстрым из них является покупка местного продуцента данного оборудования, которая обеспечивает одновременное приобретение нужных контактов и информации о клиентах. Альтернативой данной тактике могут быть слияния, но слабая защита интеллектуальной собственности в КНР делает передачу технологий китайскому партнеру рискованной.

В последнее время популярными в КНР становятся аукционы. Такой способ сбыта считается неплохим вариантом для иностранных фирм, заинтересованных в китайском рынке, но не готовых создавать там свои производственные мощности. Поскольку многие благоприятные возможности на рассматриваемом рынке открыты только для крупных продуцентов, более мелкие поставщики могут попытать удачу в продажах подержанной строительной техники. Стоимость последней составляет обычно не более 40% цены нового оборудования, которое часто недоступно для китайских строительных фирм с ограниченными финансовыми возможностями.

Последние пять лет рынок подержанных строительных машин в Китае развивался очень высокими темпами. В 2004 г. продажи этого оборудования замедлились, что было обусловлено государственными мерами по «охлаждению» экономики и ужесточением контроля за соблюдением норм техники безопасности и защиты окружающей среды. Эксперты тем не менее предсказывают дальнейший рост спроса на подержанную строительную технику в КНР в связи с продолжением курса китайского правительства на ускорение экономического развития западных регионов страны.

В 1998 г. правительство Китая из-за наводнения китайского рынка подержанной строительной техникой низкого качества и небезопасной для потребителя ввело квоты на ее импорт. Это привело к появлению ряда обходных путей ввоза, в частности через Сянган, а также содействовало развитию лизинговых операций с подержанным оборудованием, которые осуществляли как китайские компании, так и ино-странные. Масштабы аренды строительной техники в КНР пока незначительны, однако, по мнению экспертов, ситуация скоро изменится. Лишь на рынке кранов более широко используется их аренда; парк передвижных и гусеничных кранов в стране насчитывает около 50 тыс. ед., причем 10 тыс. кранов эксплуатируется на условиях аренды.

Экспорт строительных машин КНР в 2003 г. составил 1053 млн. USD. В 2004 г. в условиях замедления роста внутреннего рынка и благоприятной конъюнктуры на внешних рынках этот показатель вырос на 76% и достиг 1855 млн. USD, из них 1049 млн. USD (рост на 108,8%) обеспечивал вывоз готового оборудования.

Крупнейшим зарубежным рынком сбыта для китайских строительных машин являются страны Азии (55,32%, в том числе Япония 13,78%), за которыми со значительным отрывом следуют страны Европы (17,19%), Северной Америки (16,1%, в том числе США - 14,6%), Африки (6,13%), Австралии и Океании (3,17%) и Южной Америки. Основными статьями китайского экспорта строительных машин являются бульдозеры, вилочные и ковшовые погрузчики, экскаваторы, дорожные катки, грейдеры, промышленные краны, бетононасосы и бетоновозы, в основном низкой и средней ценовой категории.

Среди экспортируемых запчастей и комплектующих преобладают трудоемкие изделия - некоторые виды отливок, конструкционные детали и сиденья. Основными покупателями китайских комплектующих для строительных машин являются компании США, Японии и Южной Кореи.

В последнее время некоторые китайские компании - изготовители строительных машин в целях расширения зарубежных рынков сбыта переходят от экспорта продукции к вывозу капитала, и, по всей видимости, эта тенденция будет укрепляться.