Дорожно-строительная техника.

Сибирь - наиболее близкая к Китаю территория округа - индикатор проникновения китайской автомобильной техники на российский рынок.

Семь лет назад китайцы на международный автосалон в Иркутске привезли четыре легковых автомобиля представительского класса собственного производства - первые детища автопрома Поднебесной. Что это были за экземпляры, многие могут представить. Сделанные на скорую руку, с «золотисто-богатой» отделкой представленные модели были больше похожи на дорогие новогодние игрушки, чем на результат работы конвейера. И даже представители отечественного автомобилестроения могли позволить себе пошутить и задать вопрос: «Это еще и ездит?».

Немногие любопытные владельцы машин интересовались характеристиками и ценой, после чего спешно отходили от выставочного стенда, поскольку диковинный «зверь» за такие деньги, да еще и совершенно без опыта эксплуатации и сервиса, никому доверия не внушал. Но время шло, а китайские рабочие днями и ночами трудились на своих заводах.

Ты чьих будешь?

Вторая встреча с автомобилями китайского производства произошла на Пекинском автосалоне осенью 2006 года. Картина сильно изменилась. Китайцы очень быстро научились на своих ошибках и успели разработать собственные или скопировать проверенные и надежные технологии у соседей. Удар был нанесен практически всем брендам - от народного Ford Focus до представительской Toyota Camry, но на тот период все представленные марки выпускались только для внутреннего рынка.

Вслед за успехами внедорожников и легковых автомобилей китайцы начали осваивать сегмент грузовиков и дорожно-строительной техники. В вопросе экспорта их в первую очередь заинтересовал рынок Сибири, где ближайшими конкурентами, естественно, выступали КАМАЗ, ЗИЛ и ГАЗ. Да, эти производители имеют большую историю, известные торговые марки, развитую дилерскую сеть и налаженную систему сервиса. И вот тут - на, казалось бы, уже навсегда занятом месте - начались первые сражения.

HOWO vs. КамАЗ

Еще два года назад марка HOWO в Сибири была мало популярна. По дорогам Иркутской области гордо колесили КАМАЗы, УРАЛы, МАЗы и совсем редкие, кое-где оставшиеся от стройки века - БАМа - КРАЗы. Техника, часть которой давно выработала свой ресурс, загрязняла атмосферу чрезмерными выхлопами, механикам и инженерам постоянные ремонты и задержки поставок запчастей доставляли серьезные неудобства.

Возникшие, ввиду дефицита на рынке большегрузных автомобилей, очереди на новую технику, большие сроки на поставку комплектующих, да и невысокий комфорт машин отечественного производства создали благоприятную почву для появления конкурента.

Первые HOWO продавались с большим дисконтом и массой гарантийных обязательств. Технические возможности грузовиков не уступали отечественным аналогам, а всевозможный «фарш» (предпусковой обогреватель, ABS, магнитола, климат-контроль, подогрев кузова выхлопными газами), сделали HOWO еще более привлекательным. И покупатели клюнули. Популярность бренда резко возросла в самый короткий срок. Простой в эксплуатации, надежный и неприхотливый автомобиль, по словам самих владельцев, на рынке грузовой техники Сибири сегодня самый оптимальный выбор в соотношении цена/качество. Понравился он и водителям: китайские грузовики маневренные и комфортабельные. По этим качествам они приблизились к Mercedes, Volvo и Man, тогда как цена в два-три раза ниже стоимости европейских аналогов.

Бесспорно, дилерская сеть, разбросанная по всей России, дорогого стоит. Ее задача - в самые короткие сроки обеспечить конечного потребителя интересующей его моделью или комплектующими. И, несмотря на некоторые практические несовершенства, это сегодня одно из основных преимуществ российских производителей. Понимая это, китайцы строят свою сеть прямо «с колес».

Любая фирма, специализирующая на поставках техники из КНР, удовлетворяет все потребности клиента по комплектующим и оказывает квалифицированное гарантийное обслуживание. Они по-китайски рады клиентам и готовы работать «в ноль», только бы заказчик был доволен. Это политика начинающих дилерских центров и представительств компаний-производителей. При таком подходе развитая дилерская сеть - вопрос нескольких лет.

Где наш ответ?

К сожалению, кроме повышения пошлин на импорт техники, которые вводит государство, для поддержания ослабевшего игрока, да некоторого количества незначительных изменений в комплектации машин, никаких движений пока незаметно. Только привлекательная цена, качество сборки, стопроцентные гарантийные обязательства и европейский уровень комфорта смогут как-либо обозначить наши намерения не сдавать позиции без боя.

Одним из реальных шагов выхода из складывающейся ситуации видится создание совместных российско-китайских предприятий по производству грузовых автомобилей и спецтехники. Именно в едином тандеме, а не в простом перетягивании потребителей из стороны в сторону мы бы смогли на базе лучших российских разработок и колоссальной азиаткой трудоспособности создать серьезную конкуренцию европейским и заокеанским производителям.