Дорожно-строительная техника.

Вопреки распространенному заблуждению высокий спрос на сделанную в Китае спецтехнику и дорожнные машины определяется не их низкой ценой (которая, конечно, ниже, чем цены на продукцию европейских компаний, но не в разы, а на 10 - 20%), а постепенно растущим качеством, предопределяемым объективными причинами. Для страны, вынужденной тратить огромные средства на закупку важнейших природных ресурсов, было бы непозволительной роскошью оставаться еще и крупным импортером оборудования, поэтому в Китае всячески стимулируется развитие собственного машиностроения. Как известно, количество рано или поздно неизбежно переходит в качество. Тем более что, даже работая на внутренний рынок, китайские производители вынуждены постоянно конкурировать с внутренними производителями и множеством филиалов западных компаний.

Столь же объективны причины более низкой, чем у западных компаний, себестоимости китайской продукции - дешевая рабочая сила, дешевые кредиты, невысокие внутренние цены на энергоресурсы, закупка импортных комплектующих по льготным тарифам (благодаря скидкам за значительные объемы), готовность китайского производителя работать за гораздо более низкий, нежели у его европейских и американских коллег, процент прибыли, компенсируя это огромными масштабами производства.

КНР является четвертым по объему рынком дорожно-строительной техники в мире (15,9 млрд. долларов в 2004 г.) после США (28 млрд. долларов), ЕС (23 млрд. долларов) и Японии (18 млрд. долларов). В 2002-2003 гг. этот рынок развивался чрезвычайно высокими темпами (более 30% ежегодно), но принятые в апреле 2004 г. китайским правительством меры по "охлаждению" экономики (в частности, ужесточение кредитно-финансовой политики) обусловили снижение темпов роста спроса на спецтехнику до 10% в 2004 г. и 13% в 2005 г.

Китай занимает третье место в мире по объему производства строительных машин после США и Японии, на его долю приходится около 15% мирового выпуска строительных машин. В дорожно-строительном машиностроении Китая после примерно 10-летнего периода консолидации сформировалось несколько крупных производственных объединений национального масштаба с хорошо известными торговыми марками, включая XCMG, Liugong, Xiagong, Shantui, Zoomlion, Sany и Heli (последняя компания занимается производством вилочных погрузчиков). Местные компании в 2003 г. выпустили строительной техники примерно на 11,9 млрд. долларов, что на 26,7% больше, чем в предшествующем году. Оборот этих компаний вырос на 34% (до 12,5 млрд. USD), прибыль - на 59% (до 890 млн. долларов). Из указанных 12,5 млрд. USD 11,45 млрд. было получено за счет поставок на внутренний рынок и 1,05 млрд. долларов - от экспорта. Пять крупнейших фирм отрасли контролировали в 2003 г. только 12,8% ее общих отгрузок, их совокупные поставки на внутренний рынок исчислялись 1,6 млрд. долларов.

По мнению экспертов британской консультационной компании Off-Highway Research (OHR), в связи с наличием в Китае огромных производственных мощностей в строительно-дорожном машиностроении, а также относительно невысоким уровнем заработной платы доля этой страны в мировом производстве строительных машин в начале следующего десятилетия достигнет примерно 50%

Liugong

Liugong Machinery - является крупнейшим производителем строительных машин в Китае. В 1966-м фирма изготовила первый в стране колесный погрузчик с жесткой рамой, а в 1970 г. - с сочлененной рамой. В 1987-м по лицензии Caterpillar эта компания начала производить фронтальные погрузчики Caterpillar 966, а в 1995 г. образовала совместное предприятие с ZF.

Ожидаемое снижение внутреннего спроса заставляет Liugong, как и многих других крупных китайских производителей строительных машин, серьезно задуматься над внешними рынками сбыта. Основной продукцией Liugong являются фронтальные погрузчики, и в ближайшие пять лет компания намерена довести свою долю в их общих продажах в КНР с 18 до 25%. Планируется также увеличить экспорт, для чего будут разработаны новые технологии производства и создано новое поколение погрузчиков с двигателями, отвечающими нормам Tier III. Свое будущее Liugong связывает и с эскаваторами, по которым ее доля на китайском рынке равна в настоящее время только 3%. В ближайшие пять лет компания намерена ежегодно увеличивать эту долю на 1%, что сделать будет очень сложно, так как 90% всех продаж экскаваторов в стране приходится сейчас на иностранные марки.

Расширится ассортимент поставляемых за границу и на внутренний рынок автогрейдеров. В настоящее время в Китае выпускают только две модели этих машин. Одна мощностью 180 л.с. предназначена в основном для продаж в КНР и развивающихся странах, а вторая мощностью 160 л.с. с двигателем Tier III - в государствах с развитой рыночной экономикой. В этом году должны появиться две новые модели автогрейдеров (мощностью 200 и 220 л.с.), которые первоначально предполагается поставлять на внутренний рынок, а затем в Россию, Индию и страны Африки.

В отношении асфальтоукладчиков, цены на которые из-за превышения предложения над спросом упали, компания пока не строит больших планов, предпочитая занимать выжидательную позицию. Выпускаемые три модели этих машин рассчитаны на ширину укладки 12, 9 и 7 м. Всего в 2010 г. Luigong планирует изготовить 35 тыс. ед. строительных машин и получить от их продажи 10 млрд. юаней (1,2 млрд. долларов); доля экспорта в этих поступлениях должна составить около 15%.

Xuzhou Construction Machinery Group Inc. (XCMG)

XCMG - одно из крупнейших в Китае предприятие по разработке, изготовлению и экспорту строительной техники, чей оборот в 2005 г. составил 2050 млн. долларов и увеличился на 1,8% по сравнению с 2004 г. Объем экспорта также вырос на 117% и составил 120 млн. долларов. XCMG активно продвигает свой бренд, самый известный на внутреннем рынке Китая, неуклонно следуя цели - быть лидером в секторе производства строительной техники Китая и сильным конкурентным игроком на международном рынке.

Сегодня группа XCMG включает 26 дочерних компаний, которые выпускают гидравлические автокраны, дорожные катки, асфальтоукладчики, грейдеры, фронтальные погрузчики, вилочные погрузчики, бульдозеры, бетононасосы, машины специального назначения, шасси для строительных машин, поворотные кольцевые подшипники, элементы гидравлики, кабины, дизельные двигатели, коробки передач, шестеренные насосы и т. д. XCMG в 2005 г. экспортировала около 1500 ед. спецтехники и помимо укрепления позиций на традиционных рынках, таких как Вьетнам, Индонезия, Саудовская Аравия, открывает для себя новые - это Индия, Иран, Украина и др. Партии машин экспортируются в Африку, также продукция XCMG активно продвигается на рынки Европы и США. В России же техника XCMG представлена, в том числе под брендом Mitsuber.

В соответствии с международными требованиями XCMG создала сеть дистрибьюторов в Европе, Америке, Юго-Восточной Азии и развила сеть агентов для исследования международного рынка. Сегодня более 40 международных агентов XCMG помогают реализовывать продукцию более чем в 80 странах и регионах мира. Итогом такой кооперации стало повышение качества продукции и уровня менеджмента, технологий и международного статуса XCMG.

Для сравнения: другие китайские производители представляют от 2-5 моделей фронтальных погрузчиков, большинство из которых поставляется на внутренний, российский и казахстанский рынки. LiuGong Machinery CO., LTD отличается тем, что продукция, представленная в России, поставляется только на экспорт в страны Европы, США, Австралии. На внутренний рынок идут менее дорогие машины более простой комплектации. Это связано с существенными отличиями стандартов и обязательных требований к технике такого класса в Европе, России и Китае. В Китае они остаются на довольно низком уровне. Благодаря этому на сегодняшний день дорожно-строительная техника LiuGong является узнаваемым во всем мире брендом с хорошей репутацией.

Состояние рынка спецтехники в Китае

Китай является крупнейшим в мире рынком гусеничных экскаваторов. В 2004 г. продажи гусеничных экскаваторов в КНР составляли примерно 26 тыс. ед., что на 20% ниже, чем в 2003 г. В первом полугодии 2005 г. сбыт гусеничных экскаваторов в стране составил около 13 тыс. ед. В отличие от традиционных экскаваторов универсальные экскаваторы-погрузчики не получили достаточного признания китайских покупателей, хотя в настоящее время спрос оживился, и в ближайшие пять лет продажи могут увеличиться до 2 тыс. ед. в год.

Китай является мировым лидером по продажам фронтальных погрузчиков. В 2004 г. этот показатель составил примерно 100 тыс. ед., несмотря на меры по сдерживанию экономического роста. Для сравнения: ежегодные продажи фронтальных погрузчиков в Японии составляют 19,5 тыс. ед., в Северной Америке - 19,0 тыс., в Европе - 18,0 тыс. ед. Ведущие позиции в этом сегменте китайского рынка занимают компании Liugong, XCMG и Xiamen.

Китайский рынок мобильных грузоподъемных кранов также крупнейший в мире. В 2004 г. их продажи в стране превысили 12 тыс. ед. против примерно 10 тыс. в 2003 г. Ведущий в Китае поставщик мобильных кранов - компания Xuzhou Heavy Machinery (входит в состав группы XCMG), на долю которой приходится более 40% продаж. Крупными поставщиками мобильных кранов являются также компании Zoomlion (торговая марка Puyuan), Chang Jiang и Tai'an Crane. На рынке КНР предлагается и оборудование ведущих иностранных производителей, в частности Grove, IHI, Kato, Liebherr, Tadano и Terex.

В этом десятилетии на китайском рынке строительной техники наблюдается быстрое расширение ассортимента. Так, в 2003 г. средняя снаряженная масса проданных в Китае экскаваторов составляла 20 т, а сейчас быстро растут продажи мини-экскаваторов. Кроме того, расширяются поставки тяжелого оборудования для горнодобывающей отрасли промышленности. По оценке OHR, в общих продажах строительных машин в КНР доля легкой техники сейчас составляет лишь 3%, тогда как в странах Европы и Северной Америки этот показатель равен 70%. В 2005 г. поставки мини-экскаваторов в КНР оцениваются примерно в 6 тыс. ед.

Заключение

Среди факторов, которыми руководствуются китайские потребители при покупке строительной техники, все большее значение приобретает цена, так как правительство Китая ужесточает в настоящее время контроль за банковскими кредитами и сокращает выпуск ценных бумаг под новое строительство. Следующие по значимости места занимают такие факторы, как качество и послепродажное обслуживание. Известно, что Caterpillar и Terex производят высококачественные строительные машины и практикуют недорогое обслуживание, но их продукция относительно дорогая. Китайские и южнокорейские компании предлагают менее качественное дорожно-строительное оборудование, но их цены ниже, чем у японских, германских и американских поставщиков. Этим объясняется повышенный в последние годы спрос на продукцию данных компаний.

Залогом максимально эффективного использования плодов китайского "экономического чуда" на российских стройках является то, что продвижением китайской строительной техники занялись серьезные российские компании. Перехватив инициативу у многочисленных "серых" дилеров, пытающихся делать бизнес на продукции "третьего эшелона" (т. е. рассчитанной исключительно на внутрикитайское потребление), они сотрудничают напрямую с ведущими производителями, отбирая среди широчайшей гаммы оборудования наилучшим образом подходящее для российского потребителя, организуют его сертификацию, создают инфраструктуру, гарантирующую ставший уже привычным в России "европейский" сервис, оказывают информационную поддержку.

На первом этапе наиболее востребованными видами китайской строительной техники в России являются фронтальные погрузчики грузоподъемностью до 5 тонн, бульдозеры, грейдеры, дорожные катки для уплотнения грунта, бетононасосы, автокраны, грузовые самосвалы грузоподъемностью до 20 тонн. Через 3 - 5 лет при условии, что сегодняшние экономические условия в России существенно не изменятся, китайская строительная техника может занять, по самым скромным прогнозам, от 5 до 10% российского рынка