Дорожно-строительная техника.

Импортная продукция имеет значительный удельный вес в видимом потреблении строительных машин в КНР, но он постепенно снижается. Если в 2000 г. около 1 тыс. компаний отрасли удовлетворяли 60% спроса на указанное оборудование, то в 2003 г. доля местной продукции возросла уже до 75%. Частично такая тенденция обусловлена увеличением числа предприятий, полностью или частично принадлежащих иностранному капиталу.

Доля каждого из многочисленных чисто китайских предприятий отрасли в общих продажах строительных машин на китайском рынке не превышает 2,5%.

Из крупных иностранных продуцентов строительных машин предприятия КНР полностью или частично принадлежат Hitachi и Komatsu (Япония), Daewoo Heavy Industries и Hyundai Heavy Industries (Республика Корея), Liebherr, Wirtgen и Bomag (ФРГ), Caterpillar, Terex и Ingersoll-Rand (США), Volvo (Швеция). Создание таких предприятий продиктовано стремлением избежать уплаты импортных пошлин, получить льготы, предоставляемые правительством КНР, а также сократить расходы на рабочую силу и сырьевые материалы. В 2003 г. в стране насчитывалось 19 компаний - изготовителей строительных машин с участием иностранного капитала, 13 из которых являлись совместными предприятиями. С тех пор число таких компаний увеличилось.

Большинство имеющихся в отрасли фирм с участием иностранного капитала занимается в основном производством экскаваторов, так как китайские изготовители не владеют современной технологией их изготовления. В 2003 г. лидерами в этом сегменте китайского рынка были южнокорейские компании Daewoo и Hyundai, каждая из которых контролировала свыше 20% общих продаж. За ними шли Komatsu, Hitachi и Caterpillar (16, 13 и 12% соответственно). Из 31,9 тыс. экскаваторов, произведенных в КНР в 2003 г., 29,5 тыс. (93%) носили зарубежную торговую марку. Совсем недавно открыли производство экскаваторов в КНР через дочерние компании Volvo и Liebherr. Terex также начал производить экскаваторы в Китае через компанию North Hauler, Ltd., совместное предприятие с которой он создал в 1987 г. (изначально специализировалось на производстве карьерных самосвалов).

Xuzhou Construction Machinery Group Inc. (XCMG) - крупнейшее в Китае предприятие по разработке, изготовлению и экспорту строительной техники, чей оборот в 2005 г. составил 2050 млн. USD и увеличился на 1,8% по сравнению с 2004 г. Объем экспорта также вырос на 117% и составил 120 млн. USD. XCMG активно продвигает свой бренд, самый известный на внутреннем рынке Китая, неуклонно следуя цели - быть лидером в секторе производства строительной техники Китая и сильным конкурентным игроком на международном рынке.

Сегодня группа XCMG включает 26 дочерних компаний, которые выпускают гидравлические автокраны, дорожные катки, асфальтоукладчики, грейдеры, фронтальные погрузчики, бульдозеры, бетононасосы, машины специального назначения, шасси для строительных машин, поворотные кольцевые подшипники, элементы гидравлики, кабины, дизельные двигатели, коробки передач, шестеренные насосы и т. д. XCMG в 2005 г. экспортировала около 1500 ед. техники и помимо укрепления позиций на традиционных рынках, таких как Вьетнам, Индонезия, Саудовская Аравия, открывает для себя новые - это Индия, Иран, Украина и др. Партии машин экспортируются в Африку, также продукция XCMG активно продвигается на рынки Европы и США.

В соответствии с международными требованиями XCMG создала сеть дистрибьюторов в Европе, Америке, Юго-Восточной Азии и развила сеть агентов для исследования международного рынка. Сегодня более 40 международных агентов XCMG помогают реализовывать продукцию более чем в 80 странах и регионах мира. Сегодня XCMG сформировала собственную модель международной кооперации: основано 14 совместных предприятий с транснациональными компаниями, например Caterpillar, Liebherr, ThyssenKrupp, с общим объемом инвестиций более 160 млн. USD и оборотом 488 000 млн. USD в 2005 г. Итогом такой кооперации стало повышение качества продукции и уровня менеджмента, технологий и международного статуса XCMG.

Liugong является одним из крупнейших изготовителей строительных машин в Китае. В 1966-м фирма изготовила первый в стране колесный погрузчик с жесткой рамой, а в 1970 г. - с сочлененной рамой. В 1987-м по лицензии Caterpillar эта компания начала производить колесные погрузчики Caterpillar 966, а в 1995 г. образовала совместное предприятие с ZF.

Ожидаемое снижение внутреннего спроса заставляет Liugong, как и многих других крупных китайских продуцентов строительных машин, серьезно задуматься над внешними рынками сбыта. Основной продукцией Liugong являются колесные погрузчики, и в ближайшие пять лет компания намерена довести свою долю в их общих продажах в КНР с 18 до 25%.

Планируется также увеличить экспорт, для чего будут разработаны новые технологии производства и создано новое поколение погрузчиков с двигателями, отвечающими нормам Tier III. Свое будущее Liugong связывает и с экскаваторами, по которым ее доля на китайском рынке равна в настоящее время только 3%. В ближайшие пять лет компания намерена ежегодно увеличивать эту долю на 1%, что сделать будет очень сложно, так как 90% всех продаж экскаваторов в стране приходится сейчас на иностранные марки.

Пока Liugong выпускает только две модели из разработанного ею нового девятисерийного ассортимента экскаваторов, но уже в 2007 г. число моделей намечается увеличить до шести грузоподъемностью 4...25 т. Будут внесены изменения и в другие производственные программы Liugong. В частности, в 2007 г. на экспорт начнут предлагать дорожные катки новой модели, ставится также задача увеличить долю компании на внутреннем рынке этого оборудования с 7 до 15%.

Расширится ассортимент поставляемых за границу и на внутренний рынок автогрейдеров. В настоящее время в Китае выпускают только две модели этих машин. Одна мощностью 180 л.с. предназначена в основном для продаж в КНР и развивающихся странах, а вторая мощностью 160 л.с. с двигателем Tier III - в государствах с развитой рыночной экономикой. В этом году должны появиться две новые модели (мощностью 200 и 220 л.с.), которые первоначально предполагается поставлять на внутренний рынок, а затем в Россию, Индию и страны Африки.

В отношении асфальтоукладчиков, цены на которые из-за превышения предложения над спросом упали, компания пока не строит больших планов, предпочитая занимать выжидательную позицию. Выпускаемые три модели этих машин рассчитаны на ширину укладки 12, 9 и 7 м. Всего в 2010 г. Luigong планирует изготовить 35 тыс. ед. строительных машин и получить от их продажи 10 млрд. юаней (1,2 млрд. USD); доля экспорта в этих поступлениях должна составить около 15%.

Китай является крупнейшим в мире рынком гусеничных экскаваторов. В 2004 г. продажи гусеничных экскаваторов в КНР составляли примерно 26 тыс. ед., что на 20% ниже, чем в 2003 г. В первом полугодии 2005 г. сбыт гусеничных экскаваторов в стране составил около 13 тыс. ед. В отличие от традиционных экскаваторов универсальные экскаваторы-погрузчики не получили достаточного признания китайских покупателей, хотя в настоящее время спрос оживился, и в ближайшие пять лет продажи могут увеличиться до 2 тыс. ед. в год.

КНР является мировым лидером по продажам колесных ковшовых погрузчиков. В 2004 г. этот показатель составил примерно 100 тыс. ед., несмотря на меры по сдерживанию экономического роста. Для сравнения: ежегодные продажи колесных погрузчиков в Японии составляют 19,5 тыс. ед., в Северной Америке - 19,0 тыс., в Европе - 18,0 тыс. ед. Ведущие позиции в этом сегменте китайского рынка занимают компании Liugong, XCMG и Xiamen.

Китайский рынок мобильных грузоподъемных кранов также крупнейший в мире. В 2004 г. их продажи в стране превысили 12 тыс. ед. против примерно 10 тыс. в 2003 г. Ведущий в Китае поставщик мобильных кранов - компания Xuzhou Heavy Machinery (входит в состав группы XCMG), на долю которой приходится более 40% продаж.

Крупными поставщиками мобильных кранов являются также компании Zoomlion (торговая марка Puyuan), Chang Jiang и Tai'an Crane. На рынке КНР предлагается и оборудование ведущих иностранных продуцентов, в частности Grove, IHI, Kato, Liebherr, Tadano и Terex.

В 2005 г. продажи новых гусеничных кранов в КНР оценивались лишь в 200...250 ед., примерно на таком же уровне находятся и продажи подержанных кранов. Ведущими китайскими поставщиками гусеничных кранов являются компании Fushun Excavators, XCMG, Harbin Sihai и Zoomlion. Экспорт гусеничных кранов в КНР осуществляют также Hitachi-Sumitomo, IHI, Kobelco, Liebherr, Manitowoc, Sennebogen и Terex.

В этом десятилетии на китайском рынке строительной техники наблюдается быстрое расширение ассортимента. Так, в 2003 г. средняя снаряженная масса проданных в Китае экскаваторов составляла 20 т, а сейчас быстро растут продажи мини-экскаваторов. Кроме того, расширяются поставки тяжелого оборудования для горнодобывающей отрасли промышленности. По оценке OHR, в общих продажах строительных машин в КНР доля легкой техники сейчас составляет лишь 3%, тогда как в странах Европы и Северной Америки этот показатель равен 70%. В 2005 г. поставки мини-экскаваторов в КНР оцениваются примерно в 6 тыс. ед.

Среди факторов, которыми руководствуются китайские потребители при покупке строительной техники, все большее значение приобретает цена, так как правительство КНР ужесточает в настоящее время контроль за банковскими кредитами и сокращает выпуск ценных бумаг под новое строительство. Следующие по значимости места занимают такие факторы, как качество и послепродажное обслуживание. Известно, что Caterpillar и Terex производят высококачественные строительные машины и практикуют недорогое обслуживание, но их продукция относительно дорогая. Китайские и южнокорейские компании предлагают менее качественное оборудование, но их цены ниже, чем у японских, германских и американских поставщиков. Этим объясняется повышенный в последние годы спрос на продукцию данных компаний.