Дорожно-строительная техника.

Для того чтобы правильно выбрать башенный кран для возведения здания, необходимо учесть два основных момента. Во-первых, это габариты самого здания, размер строительной площадки, максимальная масса и расположение элементов, из которых оно будет возводиться. Исходя из этого, выбирают кран, который по своим техническим характеристикам подходит для выполнения всех операций и маневров, которые необходимо будет совершать на строительной площадке. Во-вторых, проводят экономические расчеты эффективности тех или иных модификаций кранов, и на этой основе выбирают конкретную модель. Однако помимо этого нужно учесть и множество других факторов. Технологической особенностью строительных кранов является то, что они используются не для одного, а для целых трех различных технологических процессов: монтаж, вертикальная транспортировка и погрузочно-разгрузочные работы. И, конечно же, краны необходимо выбирать в соответствии и с постоянной необходимостью выполнения этих процессов, поскольку некоторые технические характеристики кранов могут напрямую влиять на скорость возведения конструкций. Так, например, для того, чтобы построить здание высотой в 12 этажей, нужен высокий кран с увеличенной скоростью подъема и опускания крючка, поскольку это существенно влияет на скорость работы. А вот для выполнения процессов погрузки (разгрузки) строительных материалов скорость подъема крючка должна быть невысокой, иначе груз неизбежно начнет раскачиваться, и нужно будет потратить дополнительное время на то, чтобы установить его на необходимой высоте. В связи с этим, технические характеристики производительности кранов должны определяться по каждому из этих технологических процессов, имея при этом в виду, что некоторые краны в большинстве случае выполняют погрузочно-разгрузочные работы, а некоторые – монтажные работы и вертикальную транспортировку грузов. Так, автомобильные краны используются в основном для погрузки, а гусеничные и пневмоколесные краны заняты на монтаже конструкций. Башенные краны в зависимости от грузоподъемности и высоты подъема крюка, определяющих область их применения, от заняты в основном либо на монтаже конструкций, либо на их вертикальном транспорте.

Как собирают башенный кран

Башенные краны долговечная строительная техника. С одной строительной площадки на другую он перевозится в разобранном виде, а там монтируется при помощи собственных механизмов, а также специального автокрана.
В состав практически любого современного башенного крана входят следующие основные элементы: башня, опорно-поворотное устройство (ОПУ); оголовок; стрела; консоль противовеса; оттяжки консоли и стрелы; монтажное устройство; грузовая тележка; крюковая подвеска; электрооборудование; кабина машиниста

Сама башня крана – это определенное количество секций длиной 4 метра каждая. Ее основание при помощи анкерных болтов закрепляется на монолитном фундаменте (отдельностоящем или части фундамента здания). На верхнюю часть крана монтируется ОПУ, к которому прикрепляются остальные элементы. На его поворотной раме установлена секционная стрела балочного типа и консоль противовеса, поддерживаемые оттяжками. Консоль противовеса оснащается вспомогательными лебедками, шкафами электрооборудования и плитами противовеса. Эти работы обычно выполняются специальным автокраном.

Далее башня крана начинает наращиваться сверху опорными секциями и секциями настенных опор. Опорная секция представляет собой пространственную четырехгранную решетчатую металлоконструкцию. Каждая из них оснащена лестничными переходами. Секции настенных опор служат для стыковки к ним связей крепления крана. Происходит монтаж при помощи собственного устройства крана, охватывающего башню по внешнему периметру и перемещающегося по ней.

Монтажное устройство состоит из монтажной обоймы (сварная металлоконструкция, которая образует со съемной передней рамой сечении замкнутый четырехугольник, охватывающий башню), гидрооборудования (оно предназначено для подъема и опускания поворотной части при наращивании и демонтаже башни) и площадок обслуживания. Все работы осуществляются при помощи выносного пульта и пульта монтажного устройства.

После того, как устройство смонтировано, оно полностью готово к работе. Демонтаж строительного крана, к сожалению, нельзя произвести в обратном порядке, то есть по одной разобрать все секции. Разбирают кран при помощи других специальных кранов, более высоких, чем демонтируемый кран.

Разборка башенного крана

Монтаж строительного крана осуществляется следующим образом. Башня крана специальным образом закрепляется с помощью на монолитном фундаменте. На его верхнюю часть устанавливается поворотное устройство – ОПУ. На верхней поворотной раме ОПУ устанавливается секционная стрела, консоль противовеса и другие необходимые механизмы. Обычно все это происходит с помощью автомобильного крана. Далее башня крана постепенно наращивается собственными механизмами крана - в нее вставляются дополнительные секции.

Демонтаж строительного крана , к сожалению, нельзя произвести в обратном порядке, то есть по одной разобрать все секции. Разбирают кран при помощи других специальных кранов, более высоких, чем демонтируемый кран. После окончания строительства они просто подгоняются на строительную площадку и выполняют свою работу. Обычно этот процесс длится не многим более недели и при соблюдении всех правил безопасности не является чем-то экстраординарным. Кроме того, существуют специальные краны, которые можно демонтировать, не прибегая к дополнительному оборудованию. Они очень удобны при строительстве на небольших строительных площадках.

Однако не всегда строительный кран можно стандартным способом. На одной из многочисленных строительных площадок кран оказался буквально замурованным внутри строения, выполненного в форме замкнутого квадрата. Другого выхода для расположения крана просто не нашлось. Иначе пределы строительной площадки пришлось бы значительно расширять, перегородив несколько близлежащих улиц. Это явно ущемило бы права местных жителей. По окончании строительства проблема демонтажа этого крана поставила строителей в тупик.

Сначала было предложено вызволить кран из заточения с помощью вертолета. Но местные власти не дали разрешения на такой метод, опасаясь повреждения самого здания, близлежащих домов, а также находящегося неподалеку от стройки исторического объекта. Тогда было решено извлечь конструкцию при помощи другого крана, смонтированного снаружи здания. Процесс извлечения стотонной конструкции занял три дня. Было задействовано 50 рабочих. Работы по вывозу конструкций преимущественно проводились ночью. Вся операция, несмотря на ее необычность, прошла успешно.